Бытовая техника

12"2009
02"2009
18"2008
03"2008
32"2007
13"2007
29"2006
11"2006
30"2005
11"2005
31"2004
10"2004

31"2003

ПОИСК

ИНФОРМАЦИЯ

О нас
Контакты
Где купить?
Реклама на сайте
Подписка на новости
Карта сайта






  главная    содержание    форум    архив  

Статья

На тарелочке с голубой каёмочкой

Могло бы показаться нелепостью, что обыденная и привычная часть нашей жизни — посуда, может быть овеяна историей, приключениями и даже детективными моментами. Однако слово «фарфор» все ставит на свои места. Даже неискушенный человек знает, что фарфор — это не только дорого, красиво, но и модно во все времена. Секреты, окружавшие фарфоровые изделия, будоражили воображение. Фарфор олицетворял роскошь, богатство и власть. Люди стремились стать его обладателями, словно речь шла о драгоценностях. Впрочем, это неудивительно, многие изделия старинного фарфора можно по праву называть произведениями искусства.


ЧЕРЕЗ СЛУЧАЙ К ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Однажды, это было крайне давно, один человек, копаясь в глине, смастерил из нее какую-то простенькую фигурку и позабыл о ней. Спустя время, увидев ее снова, он удивился, что фигурка, засохнув, сохранила свою форму. Это открытие, как и многие другие, было делом случая, однако не произойти оно просто не могло. Другой случай помог человеку увидеть, что огонь, точнее термообработка, придает изделиям из глины новые свойства: они становятся более прочными. Следующим открытием, которое кардинально повлияло на процесс изготовления посуды, стало появление гончарного круга. Принято считать, что его авторами были китайцы. Гончарный круг позволял производить более качественную и внешне привлекательную посуду. От мастера к ученику передавались секреты состава, способов очищения глины, технологические приемы для придания изделию различных форм.

Открытие глазури позволило делать совсем другую посуду. Она стала водонепроницаемой. Глазурь изменила и внешний вид изделий. Она усиливала цвет керамики, но могла обладать и своим цветом. Цветовые решения теперь зависели только от возможностей и фантазии мастера.

Принято считать, что примерно в 6—7 веке в Китае во времена правления династии Тан появился новый материал — фарфор.


ПЕРВЫЕ ШАГИ

Примерно в XIV веке торговые караваны стали привозить в Европу диковинный восточный товар — фарфор. В сравнении с привычной керамикой изделия из фарфора отличались прозрачностью, тонкостью, легкостью, белизной. Технология производства фарфора была тайной за семью печатями. Из чего и тем более как делался фарфор, никто тогда не имел ни малейшего представления. Фарфор быстро стал предметом роскоши, необходимым атрибутом дворцовой жизни. Он был украшением, прекрасным дорогим подарком, но главное его место все же было на столе. Из китайского фарфора «изволили кушать» европейские короли, богатые придворные, русский царский двор тоже не миновала «чаша сия». Понятно, что фарфор ценился, как принято говорить, на вес золота. Неудивительно, что называли его тогда «белым золотом». Даже осколки фарфоровой посуды не пропадали, их обрабатывали и вставляли в золотую или серебряную оправу и использовали как украшения костюма.

Фарфор казался тогда магическим и чудесным. Люди верили, что фарфоровая посуда способна предупреждать о подмешанном в пищу или напиток яде. Она должна была изменить свой цвет и уберечь хозяина от коварного замысла. Чем не отголосок фантазий о философском камне?

История китайского фарфора начинается с изобретения так называемых «каменных масс», или протофарфора. Каменные массы — это керамика, не обладавшая утонченностью, прозрачностью и белизной фарфора. Но зато изделия из каменных масс прочны и отличаются звонкостью. Китайцы до сих пор считают протофарфор настоящим фарфором. Между тем, для европейцев интерес представлял, конечно, сам фарфор.


ФАРФОР ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ

Первые изделия из фарфора относят к времени правления китайской династии Тан, поэтому самый старинный фарфор называют танским. Во времена правления династии Сун в X—XIII веках начался расцвет фарфорового производства. Потребности стали расти, увеличился экспорт фарфора за рубеж. Появлялось большое количество новых печей для обжига. При этом государство в лице императора взяло производство под свой контроль. Фарфор того времени выполнен, что называется, со вкусом, просто и элегантно. Глазури монохромные, роспись не броская, тонкая. Это были вытянутые вазы с гладкой, полированной поверхностью голубого и бледно-зеленого цветов, украшенные лепными узорами. Эта группа товаров в Европе называлась «селадон». Позже появляются тонкие молочно-белые сосуды «бей-дин» с нежными резными или штампованными узорами, голубые «жу-яо», «цзинь-яо» — одноцветные сосуды, украшенные глазурью разнообразных цветов.

В XIV веке в эпоху правления династии Мин небольшой поселок Цзиндэчжень провинции Цзянси на юге Китая становится крупнейшей производственной базой фарфорового искусства. Император назначает Цзиндэчжень главным поставщиком фарфора для императорского дворца. В последующем остальные императоры не оставили этой традиции. Внимание «августейших» особ и тщательный досмотр со стороны чиновников делали это производство не только качественным, но и разнообразным и высокохудожественным. Цзиндэчжень — родина несметного количества уникальных образцов китайского фарфора. Здесь было налажено производство предметов, украшенных подглазурной росписью синего цвета, которая комбинировалась с пятицветной надглазурной росписью «доуцай». Именно этот фарфор первым попал в Европу. Многообразие форм, отделки, тонкий вкус привлекли невероятное внимание к фарфору. Изделия стали называться «шинуазри». Особенно ценилась роспись сосудов. В центре внимания были цветы: хризантемы, пионы, лотос, а также птицы и животные, драконы.

В середине XVII века во времена династии Кин поставки фарфора в Европу выросли в несколько раз.

Цветные эмали совершенствовались, что привело к формированию «семейств» китайского фарфора. «Зеленое» семейство включало в себя предметы, расписанные в нескольких тонах зеленого цвета. Роспись посвящалась батальным сценам или цветам. Фарфор, расписанный в нежно-розовой гамме, «розовое семейство», был посвящен женщинам и опять же цветам. Были также «желтое» и «черное семейства». Для последнего характерна яркая цветная роспись по черному фону. Фарфор зеленого, розового, желтого и черного семейств отличался утонченностью форм, качеством поверхности. Популярность и возросший экспорт диктовали новые условия. Роспись стала ориентироваться на Европу, поэтому в ней появились мотивы гравюр, европейские сюжеты. Отдельная статья — изделия на заказ. Они выполнялись для знатных фамилий и украшались геральдическими знаками. Это были в основном обеденные сервизы и вазы.

XVIII—XIX вв. принесли упадок китайского фарфора. Он утратил свою изящность, красивую простоту. Вычурность и безвкусица, а также возросшая конкуренция европейского фарфора привели к падению интереса к фарфору из Поднебесной.


ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

Китайский фарфор не мог оставить равнодушными европейских производителей посуды. Их поиски привели к развитию технологий. Появилась оловянная глазурь, она изготавливалась на основе свинцовой, с добавлением олова. Новая посуда становилась белой, глазурь скрывала естественный цвет глины. В зависимости от «ареала» распространения такая керамика называлась в Испании испано-мивританской, или Майоликой в Италии. Позже в Нидерландах — делфская керамика и фаянс в Германии, Франции и других европейских странах.

Появился и свой фарфор, но вначале был так называемый мягкий фарфор. Он производился во Флоренции под патронажем семьи Медичи. Его покрывали свинцовой глазурью и расписывали кобальтом. Фарфор напоминал скорее стекло, только не прозрачное.

Надо сказать, что наряду с китайским в Европу попадал и японский фарфор. Наиболее ценным был фарфор в стиле «Какемон». Он выполнялся в бирюзовом, серо-голубом, красном и черном цвете. Его украшали изображения растений и птиц, полихромная роспись. Стиль «Имари» отличался использованием текстильных узоров, голубой росписью, использованием красной эмали, позолоты с небольшим количеством черной, зеленой и желтой эмалей. Европейская керамика жадно впитывала неведомые приемы и не стеснялась подражать восточной манере. Не хватало только своего настоящего фарфора.

1708 год. Замок Альбрехтсбург под Мейсеном стал тщательно охраняемой лабораторией, где после многочисленных экспериментов был получен так называемый твердый фарфор. Его авторами стали Иоганн Фридрих Бетгер и Вальтер Чирнгауз. Кстати, до сих пор ходят легенды о том, что Бетгер был алхимиком, и Чирнгауз испытывал некоторые неудобства оттого, что его компаньон по ночам роется в могилах. Но все закончилось хорошо. Мейсенская мануфактура начала выпуск первого в Европе фарфора. Саксонский фарфор известен качественным подражанием китайскому в стиле «шинуазри», а также «немецкими цветами». Их придумал художник Иоганн Херольдт. Цветы выглядели словно живые. Традиции и особый стиль изделий позже многократно тиражируются другими производителями европейской посуды. Несмотря на предосторожности, секрет мейсенского фарфора продержался сравнительно недолго, уже примерно через двадцать лет подобный фарфор стал производиться в пограничных государствах, во Франции, в Британии.

В середине XVIII века в Европе появляется новый законодатель фарфоровой моды — французский Севр. В начале мануфактура по производству фарфора находилась в Венсене. Затем была перенесена в Севр. Ее специализацией были роскошные предметы из мягкого фарфора (особенно цветы), исключительность которых состояла в точной и тонкой отливке деталей декора и покрытии их позолотой. Король Франции Людовик ХV, его фаворитка мадам де Помпадур, а впоследствии мадам Дюбари были покровителями венсенского и севрского фарфора. Деятельное участие мадам де Помпадур отразилось в названии одного из классических цветов севрского фарфора, его назвали «розы Помпадур». Изделия Севра богато украшались позолотой, росписью цветами и ярко окрашенными птицами. В качестве фонов были придуманы новые красители нежных тонов: голубого, желтого, зеленого, бирюзы.

Статуэтки и посуда выпускались в стиле рококо, модном в то время. При этом внимание уделялось не только глазурованному фарфору, но и бисквиту, фарфору без глазури, но обожженному дважды. На мануфактуре работало много талантливых художников и скульпторов: среди них ювелир Дюплесси, Фальконе, Буазо, Франсуа Буше.

Появление возможности изготавливать твердый фарфор привело к изменению дизайна. Теперь изделия выпускались в стиле «неоклассицизма». Новые фоновые цвета: синий, черепаховый, коричневый и черный.

В эпоху правления Наполеона фарфор стал декорироваться изображениями его военных побед. В моду вошел ампир. Интересно, что популярность также имели изделия и сервизы с изображениями промышленных зданий, в том числе цеха севрской мануфактуры.

Еще одним центром производства фарфора стала Англия, тогдашний лидер по количеству фарфоровых мануфактур. Английское лидерство в технических вопросах давно уже было очевидно, там находились и активно внедрялись разнообразные промышленные новшества.

Джозайя Веджвуд основал свою фабрику в городе Стаффордшире. Достаточно долгое время там выпускали не фарфор, а изделия из так называемых каменных масс. Но интересно, что на этом предприятии было внедрено множество чисто промышленных технологических новшеств. Значительно улучшилось качество материалов и обжига. И немаловажны новые маркетинговые решения. Кроме того, нарицательными именами стали названия фабрик Боу, Вустер, Челси, Споуд, Дерби, Минтон. Отличие английской фарфоровой промышленности от континентальной заключается в том, что все производство находится в частных руках. При этом заводы быстро откликаются на модные тенденции, применяют технологически более совершенные приемы изготовления посуды. К примеру, изобретение костяного фарфора, фарфора на основе мыльного камня. Однако ориентация фарфора на китайский, мейсенский и севрский остается. Со временем количество потребителей фарфора в Англии резко возрастает, фарфор становится более демократичным, при этом художественное оформление изделий упрощается, они становятся более функциональны.


КАЖДОЙ ЧАШКЕ СВОЕ МЕСТО

Номенклатура изделий посуды все время увеличивалась. Появление чая, опять же из Китая, привело к появлению первых чайных сервизов. Самым занимательным предметом каждого из них был чайник, в ту пору неизвестный в Европе. Сами китайцы заваривали чай прямо в чашках примерно до XII—XIII века. Чай был популярен, но дорог, поэтому размеры чайников не были большими. Первые фарфоровые бисквитные чайники принадлежали «зеленому семейству», затем поставки сместились к предметам «розового семейства». Чайники поначалу имели шарообразную или грушевидную форму. Позднее форма их менялась сообразно капризам моды. Временами чайники даже напоминали шкатулки с ручкой и носиком или дома. Чайные сервизы включали в себя кроме чайника подставку под него, сахарницу с крышкой, молочник, чашу для спитого чая, тарелки, поднос для ложек, чашки и блюдца. Изготавливался и особый вид сервиза «кабаре». Он использовался для утреннего чая в постели и был рассчитан на одну или две персоны.

Кофейные сервизы появились в Европе до чайных. Так как манера пить кофе пришла с Ближнего Востока, то и кофейники по форме напоминали скорее турецкие сосуды для вина. Но появление чайников привело к изменению формы кофейника к привычной для нас. Шоколадники, то есть «кофейники» для шоколада, имели одно отличие: в их крышке было отверстие для палочки-«молине», ею помешивали шоколад.

Столовая посуда тоже выпускалась в виде сервизов. Наборы включали тарелки для супа, мяса, рыбы, овощей и соусов. Именно обеденные сервизы стали выполняться на заказ состоятельными фамилиями. Российские монархи тоже часто делали подобные заказы. К примеру, известный «лягушачий» сервиз был заказан Екатериной для дворца в Санкт-Петербурге на английском заводе Веджвуд.

В середине XVIII века из Франции пришла мода подавать после еды десерт: фрукты, мороженое, орехи, конфеты. Производители посуды откликнулись на это новшество появлением специальных сервизов для десерта. Такие сервизы обычно были самыми привлекательными, богато и ярко украшенными. Они включали в себя и корзины, и тарелки, и вазы, и даже суповые миски и тарелки, меньшие по размеру, чем обеденные. Роспись посвящалась пейзажам, цветам, птицам. Изделия украшались позолотой. Очень ценились сервизы с желтой каймой, так как она плохо поддавалась обжигу.

Активно изготавливаются предметы скорее для кухни, чем для подачи на стол: масленки, солонки, банки для джема, чая, специальные тарелки для сыра с крышками, лоточки и корзинки для хранения ножей, бочки для спиртных напитков.

Интересно также разнообразие изделий, которые совсем не относятся к посуде. Они служили для туалета — кувшины и тазы для умывания, ночные горшки. Кроме того, производятся подсвечники, специальные сосуды для ароматических композиций, табакерки, баночки для косметики. Любопытны, к примеру, миски цирюльников, они походили на простые тарелки с откусанным краем. Этот вырез предназначался для шеи клиента.


НО ДЫМ ОТЕЧЕСТВА НАМ СЛАДОК И ПРИЯТЕН

Возникновение фарфорового производства не могло не заинтересовать русского царя Петра I. Он как человек, который стремился во всем не отставать от Запада, задумал организовать фарфоровую мануфактуру в России. Но это удалось только спустя годы, во времена правления императрицы Елизаветы Петровны.

Первая российская Порцелиновая мануфактура была не только чисто технологическим предприятием, но и делом государственной и культурной гордости. Как бы сейчас сказали, хорошим PR-ходом для утверждения русского престола. Фарфор не переставал быть предметом роскоши, он был на пике моды, к тому же дело сулило большие выгоды. Но мануфактура, впоследствии Императорский фарфоровый завод, была отнесена к ведомству Кабинета Ее Величества, что показывало отношение государыни к новому делу. Это ведомство курировало важные для государства, но убыточные предприятия, которые нуждались в финансовой поддержке.

Еще в 1736 году за границу на обучение были отправлены лучшие московские студенты, среди них были Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов. Виноградов попал в Саксонию, где динамично развивалось первое в Европе производство фарфора. В 1744 году с аттестатом бергмейстера он вернулся в Россию. В этом же году открылась уже упомянутая Порцелиновая мануфактура. Через три года Виноградов создал технологию производства твердого фарфора из местных материалов. Виноградов сам разработал все тонкости и детали производственного процесса. Ему принадлежало и художественное решение каждого предмета, выпускаемого на заводе.

Естественно, что первый российский фарфор называется виноградовским.

Успехи производства были очевидны, мануфактура заслужила право называться Императорским фарфоровым заводом. Как раз в это время мода на изысканное рококо отходит, классицизм проявляется в изделиях из фарфора: сервизах и портретных бюстах.

Фарфор времен Екатерины стал служить политическим орудием монархии. Особое внимание уделяется личности государыни, ее скульптурным изображениям, инициалам, идеям верноподданичества, прославлению государственности и успехам страны.

Завод продолжает обслуживать заказы для дворцовых нужд, выполняя пожелания самой государыни.

Производство фарфора тесно переплетается с яркими событиями, вошедшими в историю, например, арабесковый сервиз декорирован изображениями античных арабесков, аналогичным найденным при раскопках Помпеев. Яхтинский сервиз посвящен могуществу русского флота и развитию торговли. Кабинетский сервиз, состоящий из 800 предметов, украшен памятниками античной Италии. Сервиз, подаренный графу Орлову, украшенный вензелями ГГО (граф Григорий Орлов), некоторые предметы которого были оправлены в серебро и золото.

Вышедшее в Петербурге издание академика Георги «Описание всех в российском государстве обитающих народов» привлекло внимание императрицы. По рисункам и гравюрам издания производится сервиз «Народы России».

Наряду с Императорским заводом существовало несколько частных фарфоровых предприятий. Один из них — завод Гарднера — выпускал продукцию, соперничающую с императорской. Этот завод был основан в 1766 году в селе Вербилки под Москвой. Он также выполнял заказы государыни, к примеру, «орденские» сервизы.

Времена правления императора Павла принесли изменение в устройство придворной жизни. Она стала более сдержанной, скромной. Нет таких пышных балов и званых обедов. Сервизы времен Павла значительно меньше. Для сравнения, во время правления его матери заказывались сервизы на 50 и более персон. При Павле в моде так называемые «дежене», наборы посуды на две персоны. Для дворцовых нужд использовались сервизы на 8—20 персон. Характер императора и образ его жизни словно находят отражение в фарфоре Императорского завода. Используются строгие, простые геометрические формы в античном стиле. Роспись посвящается пейзажам Италии, Павловска и Гатчины по рисункам известных художников.

Эпоха Александра I — это время русского ампира. Фарфор декорируется сюжетами римской и греческой истории и мифологии. По-новому просыпается тема патриотизма после войны 1812 года. Роспись посвящается победе русского оружия. На пейзажах сцены войны и победы.

Императорский фарфоровый завод продолжает оставаться лидером и законодателем мод. Как для фарфоровых изделий, так и для искусства вообще характерно обращение к историзму. Стили, подражающие стилям прошедших времен, входят в моду примерно во времена Александра Освободителя. Одновременно фарфор старается идти в ногу со временем по известному журналистскому принципу: утром — в газете, вечером — в куплете. Так, появление на набережной Петербурга сфинксов, привезенных из Египта, сразу отражается в росписи по фарфору. Вниманием не обойдены и популярные литературные произведения, их иллюстрации украшают современный фарфор.

Еще одно направление — увлечение народным древнерусским искусством. Археолог Федор Солнцев создает эскизы росписей для нового Кремлевского сервиза. Свое вдохновение он черпает с росписи известной тарелки, принадлежащей Наталье Нарышкиной.

Кроме императорского фарфорового завода, где работают самые лучшие и квалифицированные специалисты, выделяются несколько частных заводов. Уже упомянутый завод Гарднера, завод Попова в Москве, завод Батенина, который отличался строгостью классических форм и высоким качеством миниатюрной живописи.

При этом остальные частные фарфоровые заводы несколько запаздывают в отражении модных тенденций. Но зато появляется возможность расширить круг потребителей фарфора. Он выпускается теперь не только для состоятельных людей, но и для зажиточных купцов, ремесленников и крестьян. Такой фарфор и в своем настроении становится более доступным простым людям. Применяются более яркие и простые сюжеты.

В конце XIX века появляются новые лидеры фарфоровой промышленности. Это «Товарищества братьев Корниловых в Санкт-Петербурге» и «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий Кузнецова». Последнее включало в себя заводы в Риге, Дулеве, Новгороде, в том числе бывший завод Гарднера и другие, причем каждый был заводом-гигантом.

Товарищество Кузнецова было динамично развивающимся предприятием, мощность которого возрастала.

Интересно наличие в ассортименте так называемого восточного товара. Это были посуда и предметы обихода, выполненные в восточном стиле с характерными орнаментами. Среди них пиалы, блюда для плова, кальяны.

В сюжетах фарфора для внутренних нужд производители возвращались к началу века. Исполнялись романтические пейзажи, цветы в букетах, русалки и нимфы. Товар предназначался прежде всего людям зажиточным. Поэтому декор был с претензией на роскошь.

В целом в архитектуре и в других видах искусства в этот период заявляет о себе модерн. Этому стилю соответствует своя пластика, причудливые, стилизованные растительные мотивы. Форма посуды приобретает ленивую подвижность: словно оплывая, стекая, расширяясь к низу. Фарфор покрывается рельефом в виде волн, завитков.

В это время в промышленности активно используются новые способы нанесения декора на посуду: печать, аэрограф, трафарет, декалькомания.

В 1910 году появляются тенденции к возвращению к классической строгости форм и декора. Фарфор приобретает сдержанный вид, почти без отделки. Это напоминает об ампире. Так А. Кирсанов создает вазу в ампирном стиле, высота которой больше 1,5 метра. Ее украшает копия с картины Рафаэля «Святой Георгий». Эта ваза предназначалась для дворца в Гааге, но ее отправке на место назначения помешала Первая мировая война.

Начало Первой мировой войны привело к упадку фарфоровой промышленности России.


ВСЕ, ЧТО В ПЕЧИ, НА СТОЛ МЕЧИ

Вся керамика производится из глины и под воздействием высоких температур подвергается так называемому «обжигу». Начальный этап работы заключается в очистке глины и создания пластичной массы. Массы бывают двух видов: пористые и непористые каменные массы, к которым относится и фарфор. Сам фарфор, в свою очередь, делится на твердый и мягкий.

Твердый фарфор — это самый настоящий, изобретенный в Китае. Он делается из двух исходных материалов: каолина (белой глины) и полевого шпата, в массу добавляется песок или кварц. Качество и «технические» характеристики фарфора определяются процентным соотношением каолина и полевого шпата в готовой массе. Китайский фарфор проходил очень долгий период подготовки к процессу формования. Он занимал порядка трехсот лет. Массу передавали по наследству, и понятно, что мастера использовали не свою, а сделанную их предками смесь. Такая долгая выдержка глины была необходима для того, чтобы все органические соединения выгорели за время, и глина стала бы абсолютно чистой от них, что и позволяло создавать тонкую, легкую, почти прозрачную посуду. Надо сказать, что терпения на такой продолжительный технологический цикл у европейцев нет и быть не могло (тем более все это было под большим секретом). Твердый мейсенский фарфор готовился по более простой схеме. Каолин и полевой шпат смешивали, промывали водой и подсушивали до определенного момента, когда масса была еще достаточно пластична, но уже могла принимать необходимую форму. Для изготовления посуды использовали гончарный круг или формы. После того как изделие высыхало, его отправляли в печь на обжиг. Вторично фарфор обжигали уже под глазурью. Глазурь состояла из тех же компонентов, что и фарфоровая масса, только пропорции были другими. Это родство приводило к монолитному соединению глазури и черепка, отслоить такую глазурь становилось невозможно.

В наше время ученые нашли способ ускорить процесс «вызревания» фарфоровой массы. Специалисты челябинского учебного центра облучали глину радионуклидными источниками. Это приводило к выгоранию органических соединений и делало качество глины соответствующим качеству выдержанной китайской, при этом глина не становилась радиоактивной.

Еще один вид твердого фарфора — полевошпатный фарфор, выполненный на основе чистого полевого шпата. Его отличительная особенность — более высокая прочность. Считается английским достижением. Впервые производился в Коулпорте.

Мягкий фарфор называют еще искусственным, фриттовым. Такая фарфоровая масса состоит из стекловидных веществ — фритт. Смесь содержит песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и измельченный алебастр. Приготовление смеси напоминает процесс изготовления стекла, в которое добавляется глина. Смесь расплавляют и кладут в нее мергель. Затем перемалывают и фильтруют, доводят массу до пластичного состояния и формуют. Последующий этап — обжиг. Глазурь для мягкого фарфора изготавливается обычно из стекла. Покрытое глазурью изделие обжигают еще раз. Мягкий фарфор получается более прозрачным, его белизна более теплого, сливочного тона.

Примерно в 1750—90 годы в Стаффордшире разработан так называемый костяной фарфор. Он скорее разновидность твердого фарфора, в который добавляется жженая кость. А глазурь, напротив, как для мягкого фарфора. Цвет тоже занимает промежуточное положение: не такой белый, как твердый, но белее мягкого фарфора.

Глазурь — это особая тема, так как благодаря ее качеству, свойствам и цвету изделие приобретало законченный вид. Глазурь на фарфоре часто прозрачная, чтобы подчеркнуть белизну фарфора и добавить ему блеска и гладкости. Глазурь может быть и монохромной различного цвета. Так для посуды из Китая характерны глазури синего, красного, желтого, черного цветов. Окрашивание глазурей осуществлялось при помощи различных оксидов металлов.

В XV веке китайские мастера стали использовать новый по тем временам прием. Они производили подглазурную роспись поверхности изделия кобальтом. После обжига она приобретала синий цвет. Изделия назывались «бело-синими», или «Краак».

Но чаще украшение фарфора — роспись — наносилась по глазури. Декоративные элементы выполнялись красками или эмалями, дополнялись позолотой. Эмали получались из смеси перетертого в порошок стекла и оксидов металлов. Эти красящие пигменты смешивались с маслом. При обжиге масло сгорало, а остальные компоненты плавились, образуя необходимый цвет. Дорогие изделия из фарфора расписывались, конечно, вручную, но растущие потребности в недорогой, доступной посуде помогли найти другой способ. Использование переводных картинок существенно облегчало декоративную отделку изделий. Эти картинки изготавливались на бумаге и представляли собой оттиск из цветных пигментов. Картинку оборачивали вокруг предмета, и в процессе обжига она сгорала, а пигмент оставался в глазури. Эта методика популярна до сих пор.

История фарфора — это лишь одна станица человеческих достижений на протяжении веков. В ней воплотились поиск, талант, умелое использование природных богатств своей земли. Фарфор до сих пор сочетает в себе функциональную предметность и ценность, как вещи искусства. Пусть он таким и остается.


Люстр — металлическая глазурь, которая содержит медь, серебро, золото или платину для придания блеска изделию.

Прикладное украшение — отделка орнаментом, заготовленным заранее и нанесенным на готовое изделие.

Рельефное украшение — деталь декора, которая отливается отдельно, затем наносится на основной материал при помощи слепка.

Слепок — фарфоровая глина густой консистенции, использовалась для покрытия керамики или для закрепления внешних украшений. Также применяется для отливки изделий в форме мисок и чашек.

Андрей ШТОЛЬЦ.






Мнения пользователей

Светлана  (2009-03-21)
Хорошая, полезная статья.



Оставить мнение

Имя

E-mail (не обязательно)

Мнение


Введите код

 
  все статьи    все тесты    экспертная оценка    школа потребителя  




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Система Orphus


Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Copyright © "Потребитель".
Использование материалов сервера в on-line изданиях разрешается при наличии гиппертекстовой ссылки на byt.potrebitel.ru.
Ссылка должна содержать слова: "Журнал ПОТРЕБИТЕЛЬ. Бытовая техника".
Использование материалов в off-line изданиях возможно лишь с письменного разрешения редакции.
По вопросам размещения рекламы, ошибкам на сайте, предложениям по работе сайта -


Место для рекламы:

ссылка